Байдарка, байдарки, о байдарках.

 

История о байдарки.

 

Байдарка – это, как известно, легкое запалубленное судно с острыми обводами и большим удлинением, приводимое в движение двухлопастным веслом. Здесь мы говорим о туристических байдарках, и не рассматриваем спортивные и иные.

Где и когда появилась байдарка – история просто не знает, но европейцы, встретившись с полярными народами, уже застали алеутов, чукчей и эскимосов лихо рассекающими морскую гладь на предтечах "Тайменей" с деревянным каркасом и обшивкой из шкуры морского зверя, чаще моржа. На вооружении отважных северных охотников и воинов были как легкие, практически полностью запалубленные каяки, так и совсем уж запредельные многоместные вместительные байдары. Эти суда широко использовались в охотничьих, транспортных, и, разумеется, в военных целях. На китов охотились, не говоря уж о моржах, тюленях и прочей мелочи! А когда народы севера продемонстрировали технику эскимосского переворота, надменные казаки, пионеры и прочие конкистадоры были и вовсе посрамлены. Да, тут было чего перенять… И, разумеется, переняли и воспользовались. И от обиды сочинили про северян массу несправедливых и обидных анекдотов, которые ходят и по сей день. А все от зависти…

Очень мало известно о немецком студенте Альфреде Хойрихе. Между тем, его имя достойно всяческого прославления и уважения, ибо именно он в 1905 году и изобрел первую в мире разборную туристическую байдарку. В 1907 году патент у него купил его земляк Иоганн Клеппер – портной и производитель спортивной одежды. Наш человек! Самое интересное, что разработки этих замечательных конструкторов практически не изменились и по сей день – современная каркасная байдарка как две капли воды напоминает творение сумрачного тевтонского гения. Более того, польская байдарка "Нептун", которую хорошо помнит старшее поколение туристов – это и есть байдарка Клеппера. Именно на "Нептуне" доктор Линдеман за 72 дня в одиночку пересек Атлантику. Кстати, "Нептун" - байдарка каркасно-надувная…

На сегодняшний день существует множество типов байдарок, каждый из которых приспособлен для определенных целей. Каждый может выбрать себе байдарку в соответствии со своими целями и задачами.

Туристические байдарки можно разделить на каркасные и надувные. В свою очередь, каркасные байдарки подразделяются на непосредственно каркасные и каркасно-надувные. И те, и другие имеют своих сторонников и противников. Каркасно-надувная байдарка имеет поддувные бортовые баллоны и, в силу этого, обладает непотопляемостью, более совершенными и плавными обводами. Каркасная же байдарка равных размерений будет обладать несколько меньшим весом и большей вместимостью. Байдарки, сконструированные для бурных рек, имеют запалубленную деку с отверстиями (т.н. очками) для гребцов и обводы, способствующие повышенной маневренности. Как известно, нет в мире совершенства – на широкой реках и озерах такие байдарки излишне рыскливы и будут отставать от байдарок с классическими обводами.

Надувные байдарки – это отдельная группа. Они безусловно, легче, непотопляемее, быстрее собираются, хорошо амортизируют удары об камни и в целом обладают повышенной живучестью. Но при этом вместимость таких байдарок будет ниже, скорость меньше, кроме того, они обладают более высокой паразитной парусностью, что затрудняет движение при сильных ветрах.

Также имеются надувные байдарки с элементами каркаса, которые, наряду с достоинствами надувных, обладают ходкостью КНБ.

Многие байдарки, по желанию владельца, можно оборудовать как промышленно изготовляемым, так и самодельным парусным вооружением – от простейшего, используемого при попутных ветрах, до более сложного и совершенного лавировочного, позволяющего двигаться под острым углом против ветра.

Согласно действующего законодательства, байдарка грузоподъемностью свыше 150 кг является маломерным судном, которому необходима государственная регистрация, что, разумеется, осложняет жизнь байдарочников и не приносит им не малейшей пользы.

 

Критерии выбора байдарки

Прошли те времена, когда выбор байдарок был невелик. Отечественная промышленность выпускала двух- и трехместный "Таймень" и надувную "Ласточку". На руках у владельцев оставалось значительное количество снятых с выпуска "Лучей" и "Салютов", кроме того, в страну импортировались польский "Нептун" и ГДРовские "Колибри" и " RZ -85". Ходили на том, что есть и на том, что удалось достать. И как ходили! А наиболее продвинутые сами конструировали и строили байдарки для различных целей. Прогресс не стоит на месте, и сегодня рынок нас радует многообразием моделей самого различного назначения. Что мы выбираем – а конечно же то, что нам подходит и наиболее отвечает нашим требованиям и условиям наших путешествий. Рассмотрим модельный ряд на примере байдарок "Тритона".

Классические байдарки.

Ильмень. КНБ. Имеет очертания и обводы индейского каноэ, но способ гребли применен байдарочный. Очень вместительная и остойчивая лодка. Удобна для прогулок, неспешных семейных путешествий с большим объемом груза, для рыбалки и охоты, а также для экипажей с богатырским телосложением. Позволяет взять с собой собаку, а при установке дополнительного сидения и спинки – третьего члена экипажа. Лодка мореходна и легка на ходу, но, в силу высокого борта, обладает несколько повышенной парусностью. При установке рулевого устройства может эксплуатироваться с комплектом парусного вооружения.

Нева. Каркасники уходят в прошлое, и на смену им повсеместно пришли КНБ. Однако народ, со странным консерватизмом, просит каркасную байдарку. Они, дескать, и легче, и места для груза в них больше. Может, они и не правы, но разубедить их очень трудно, а порой и невозможно. На сегодняшний день в нашем отечестве из чистых каркасников выпускается, пожалуй, одна "Нева". Байдарка весьма популярная, ибо обслуживает интересы тех самых поклонников каркасной схемы.

Собирается лодка легко. Оболочка проклеена (проварена) прочными леями из ПВХ по кильсону и стрингерам. На шпангоутах имеются рычаги для натяжения оболочки, так что шкурка сидит на каркасе, как влитая. Впрочем, при применении современных материалов и технологий это давно уже не новость. Лодка быстра, легка на ходу, хорошо управляется. Трехместный вариант оборудован рулевым управлением, на двухместный тоже можно установить, но как отдельную опцию. Возможна установка различных вариантов парусного вооружения – стандартного с выносными аутригерами, без аутригеров и облегченного и упрощенного рейкового. Лодка значительно легче "Тайменя" и занимает его нишу. Очень хороша на спокойных реках средней полосы и на озерах, для порожистых рек лучше что-нибудь другое. Ну, в общем, классическая байдарка.

Вуокса. КНБ. Очень похожа на "Неву", но уже каркасно-надувная, что весьма улучшает обводы и повышает безопасность плавания. Бортовые баллоны вклеены в оболочку и способны самортизировать бортовой удар о препятствие. Сфера применения – такая же, как и у "Невы", но хорошо подходит и для рек с быстрым течением и прижимами и препятствиями. Существуют двух- и трехместный вариант. Тоже классика.

Варзуга. КНБ. Имеет замкнутые шпангоуты с усилением, что позволяет и на пороги сходить. Но без фанатизма. Существует в трех вариантах и пяти исполнениях: одноместный в исполнении "эконом", "стандарт" и "люкс", двухместный вариант, и трехместный в исполнениях "стандарт" и "люкс". Место переднего гребца увеличено, по сравнению с "Вуоксой". Более совершенные обводы, и "Варзуга" идет быстрее. По назначению, пожалуй, лодка универсальная – одинаково хороша как для гладкой воды, для озер и прибрежной зоны морей, так и для сплава по бурным рекам до третьей категории. Соблюдая, разумеется, осторожность. Одноместный вариант весьма комфортен для гребца комплекции выше средней, а также позволяет взять на борт собаку. "Эконом" поставляется в картонной коробке, имеет проклейку леями только по кильсону, рулевое устройство и сидение отсутствуют, фартук, юбка и заглушка изготовлены из ткани "Nylon Polyester 190T, PU 3000". "Стандарт" поставляется в эргономичной упаковке-рюкзаке, проклейка по кильсону и стрингерам, оборудован поддувным сидением, в комплект входят рулевое устройство и фартук из ПВХ. "Люкс", помимо этого, имеет степс для мачты и сидение повышенной комфортности. Все варианты могут быть оборудованы парусным вооружением. На сегодняшний день – самая универсальная тритоновская байдарка.

Истра. КНБ. Классика. Так называемая "народная байдарка", эконом-вариант, двухместная. Отсутствуют носовой и кормовой рымы, сидения, рулевое устройство, но все это можно установить как опцию. Проклеенна только по килю. Монокильсон, но зато шпангоуты замкнутые. Съемные бортовые баллоны из полупрозрачного ПВХ. Лодка поставляется в мешке и комплектуется двумя юбками и заглушкой из ткани "Nylon Polyester 190T, PU 3000". Очень неплохая лодка, область применения такая же, как для "Невы" и "Вуоксы". Недорогая. При необходимости и/или желании легко подлежит дальнейшей модернизации.

Ладога. КНБ. Выпускается в одно- и двухместном варианте. Скоростная и мореходная лодка. Особенно хороша на широких реках, на озерах и в прибрежной зоне морей. Значительно быстрее других байдарок. Оба варианта оборудованы рулевым устройством и позволяют устанавливать парусное вооружение.

Вектор - это одноместная каркасно-надувная байдарка с закрытой декой для больших водоемов и морей. "Вектор" является представителем нового современного класса байдарок типа "Seayak".

Илекса - легкая и компактная, одноместная каркасно-надувная байдарка, для путешествий и походов до 3 категории.

 

Байдарки для сплава.

Вьюн. Выпускается в каркасном и каркасно-надувном исполнении. Маневренная и легкая на ходу байдарка, очень хороша на быстром течении, но при выходе в озеро будет несколько рысклива. Для сплава по бурным и даже порожистым рекам. Двухместная с закрытой декой и багажным отсеком.

Свирь. Тоже бывает каркасной и КНБ. Байдарка, очень похожая на "Вьюн", но несколько более вместительная и с большей килеватостью обводов, что значительно повышает курсовую устойчивость на гладкой воде. Если сравнивать две этих байдарки, то на маршруте с бурной водой "Вьюн" будет маневреннее и быстрее, но на гладкой воде и особенно при выходе в озеро быстрее пойдет "Свирь" - она более универсальна.

 

Нетипичные байдарки.

Легор. КНК? Одноместная байдарка? Позиционируется как "лодка надувная с элементами каркаса". На самом деле, очень необычная и очень интересная лодка, не имеющая аналогов, как по конструкции, так и по сочетанию "цена – качество". На сайте есть отдельная статья об этой лодке.

Шуя. Двух местная байдарка "Шуя" является ярким представителем новейшей концепции – надувной байдарки с элементами каркаса. Зарубежные аналоги неизвестны, их пока не существует. Производитель позиционирует эту лодку как байдарку для путешествий по озерам и спокойным рекам, а так же для похода выходного дня. Развитая килевая линия и значительная килеватость предполагают высокую курсовую устойчивость. Конструкция байдарки позволяет, переставив шпангоуты, бедренные упоры и спинки сидений, использовать лодку и в одноместном варианте. Сборка очень проста и физически ненапряжна.